- Главная
- /
- Калининград
- /
- Кенигсберг- немного истории
Кенигсберг — Королевская гора
Древние Пруссы были язычниками и принадлежали к группе западно-балтских племен. Христианские страны еще с конца X века неоднократно пытались обратить прусские племена в христианство. С этой целью постоянно совершались набеги на прусские земли. В 1225 году был создан рыцарский Орден. До этого, еще в 2012 году папа Римский издал буллу, приравнявшую крестовый поход в Пруссию с крестовым походом в Палестину. В 1226 году Фридрих II издал буллу, предоставившую Ордену право на завоевание земель на территории Пруссии, чем Орден и воспользовался. В январе 1255 года прусское поселение Твангсте, что значит «Дубовый лес» было осаждёно рыцарями тевтонского ордена и после прихода помощи Ордену со стороны короля Чехии Пржемысла Отакара II, Пруссия была окончательно завоевана.
Рядом с завоеванным прусским поселением Твангсте крестоносцы основали замок- крепость, которую назвали «Кенигсберг».
Этот замок и положил начало истории Кенигсберга. Датой основания города принято считать 1 сентября 1255 года. Сначала замок Кенигсберг был деревянным. Но пруссы во время своего восстания сожгли его, и три года спустя, немного западнее прежнего замка, тевтонцы построили уже каменный замок. Замок занимал площадь размером всего 200х100 метров и неоднократно подвергался нападению со стороны пруссов, но устоял. Расположенный на естественном холме, Королевский замок был неприступен. Высота его башни составляла 84 метра. Ее было видно издалека. Для крестоносцев замок был «Сердцем Пруссии».
Для заселения завоеванных земель крестоносцы стали приглашать на свои новые земли немецких переселенцев. Рядом с замком — крепостью Кёнигсберг начали появляться другие поселения. Первое селение между Замком и рекой Прегелем получило название Альтштадт. В то время Альтштадт имел естественную защиту: высокий холм на севере, река Прегель на юге и ручей Лёбе на востоке. С запада город защищала городская стена с шестью башнями.
Чтобы получить статус города, Альтштадту необходимо было иметь определённое количество жителей. Переселенцев расселяли по дворам, а каждому двору на плане города соответствовала одна клеточка. Когда все клетки заполнялись, то город считался построенным. Для контроля над строительством домов по улицам города проезжал всадник, держа копьё определённой длины поперёк улицы. Длина копья равнялась плановой ширине улицы. Если копье задевало строение, то хозяин обязан был его перенести.
28 февраля 1286 года поселение Альдштадт, согласно грамоте прусского ландмейстера Конрада фон Тиренберга, получило городские права, но этот город тогда еще не назывался Кёнигсберг, (это имя носил Замок). Одновременно с получением городских прав Альтштадт получил герб. Герб был бело-красным с изображением короны и креста под ней.
Восточнее Альтштадта образовался новый город, который сначала назывался Нойштадт. Но это название не прижилось у жителей. Город стали называть Лебенихтом по имени протекавшего по близости ручья Лёбе.
27 мая 1300 года поселение Лебенихт также получило городские права. Но герб у города появился позднее. На гербе была изображена золотая корона на голубом поле, украшенная сверху и снизу золотыми шестиконечными звёздами.
На острове между двумя рукавами реки Прегель возникло третье поселение — Фогтсвердер. Но в грамоте от 6 апреля 1327 года, давшей этому поселению городские права, он назван прусским именем Книпа́в — «окруженный водой». В 1333 году город получает новое немецко — язычное название — Прегельмюнде (устье Прегеля), Но Прегельмюнде жители продолжали называть привычным именем Книпав. Это название затем трансформировалось в слово Кнайпхоф, что означает «пивное подворье». Фактически Кнайпхоф тоже был частью Кёнигсберга. В летописях так описывается герб Кнайпхофа: «на зелёном поле выступающая из голубых и серебряных волн рука в голубом рукаве, кисть которой держит золотую корону. По бокам руки — два золотых охотничьих рожка».
В дальнейшем Кенигсберг расширялся за счет соседних поселений, находящиеся за чертой кенигсбергских городов. Города включали в себя все новые территории, а именно:
Альтштадт: Штайндамм, Ной-Росгартен, Лаак, Ластади, Ломзе;
Лёбенихт: Ангер, Закхайм;
Кнайпхоф: Фордер-Форштадт, Хинтер-Форштадт, Хаберберг, Альтер-Гартен.
Рядом с замком возникали также поселки, не имеющие статуса города, но которые имели свое административное управление, а некоторые — герб и печать. Это были кенигсбергские пригороды: Бургфрайхайт, Трагхайм, Хинтер-Росгартен, Фордер-Росгартен, Нойе-Зорге
В 1454—1466 годах столица Ордена переместилась из Мариенбурга в Кенигсберг. В 1525 году образовалось Прусское герцогство. Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт стал герцогом, а Кенигсберг — столицей герцогства.
В 1544 году герцог Альбрехт основал на Кнайпхофе Кенигсбергский Университет, названный потом его именем — «Альбертиной». Кенигсбергский Университет был одним из передовых университетов Европы того времени. Он собрал в своих стенах лучших профессоров. В Кафедральном соборе и в университетской библиотеке хранилось более 536 тысяч томов книг, включая Серебряную Библиотеку герцога Альбрехта.
С 1618 по 1620 год в Кенигсберге на нерегулярной основе начала выпускаться газета. С 1623 года в городе начала выходить газета «Авизен» («Уведомления, или Еженедельная газета о том, что совершилось в Германии и других местностях»).
До 1724 года официально название Кёнигсберг носил только замок, хотя жители всех трех прилегающих к нему городов считали себя жителями Кенигсберга. Но городами эти поселения можно было назвать с большой натяжкой — ведь в среднем площадь каждого из них не превышала 12 гектаров (примерно 450х250 метров). И на такой маленькой площади размещался средневековой город! Каждый из трех городов имел городской Совет в количестве около десяти человек. Городской Совет, в свою очередь, выбирал бургомистра и вицебургомистра, на ответственные участки назначали чиновников.
Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф, как административно независимые города, просуществовали до 1724 года. Только 13 июня 1724 года все три города и относящиеся к ним посёлки, а также замок, который имел особый статус, были объединены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в один город. Городу дали имя Кенигсберг. В честь объединения трех городов была выпущена бронзовая медаль. На обратной стороне медали было выгравировано: « в 1724 году все три города — Альтштадт, Кнайпхоф, Лёбенихт объединены в город Кёнигсберг». В том же 1724 году Кенигсберг получил свой герб, на котором под прусским орлом изображены гербы всех трех его городов — на зеленом фоне герб Кнайпхофа, на синем- герб Лебенихта, в центре- герб Альтштадта. Сейчас старинный герб Кенигсберга является составляющим элементом герба Калининграда.и
В городском муниципалитете Кенигсберга заседали около ста выборных депутатов сроком на шесть лет. Районного деления в городе не было. Первым бургомисром города избрали Захариса Хессе — преподавателя «Альбертины». Он пробыл в этой должности шесть лет до своей смерти в 1730 году. Население Кенигсберга составляло тогда более 40000 человек, что по тем временам было довольно много. Российский император Петр I бывал в Кнайпхофе и не раз останавливался у Бургомистра. Кнайпхоф ему понравился и он взял его за образец, когда строил северную столицу.
Ну а Кенигсберг продолжал расти и развиваться — к 1752 году его население составляло уже 50 тысяч человек. Город начал прибирать к себе пригороды за пределами крепостной стены. К 1840 году его население выросло уже до 70000 человек.
10 сентября 1840 года в Королевском замке Кенигсберга состоялась коронация Фридриха I.
С 1811 года улицам Кенигсберга стали присваивать официальные названия, а всем домам — порядковые номера.
Житель Кенигсберга Иммануил Кант
За несколько месяцев до даты объединения трех городов, в апреле 1724 года, в кнайпхофском пригороде Форштадт родился Иммануил Кант (1724—1804) — всемирно известный философ. Кстати, у Канта при рождении было другое имя — Эммануэль. Будучи взрослым он поменял свое имя.
Семья Канта была бедной, поэтому после смерти отца он вынужден был бросить учебу в Университете и почти 10 лет проработал домашним учителем у детей пастора Андерша. После защиты Кантом диссертаций, он смог с 1755 года преподавать в Университете, но сначала бесплатно. В то время допускалось чтение лекций на дому, так как аудиторий в Альбертине всем не хватало.
Всемирную славу Канту принесли его философские работы:
- «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
- «Критика практического разума» (1788) — этика
- «Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Иммануил Кант недолгое время являлся гражданином Российской империи. Как это произошло? В результате взятия Восточной Пруссии российскими войсками, в период с января 1758-го по июль 1762 года Восточная Пруссия и город Кёнигсберг вошли в состав Российской империи. 24 января 1758 года все жители Восточной Пруссии присягнули на верность российской императрице Елизавете. Как житель Кенигсберга, Кант тоже присягнул на верность российской короне. Российским подданным Иммануил Кант был до 1762 года, пока русский император Петр III не вернул королю Пруссии завоеванные русской армией земли и не издал специальный указ об освобождении жителей Кенигсберга от клятвы русскому императорскому дому.
Надо сказать, что Кант еще при жизни стал городской легендой. Ученый был довольно маленького роста — всего 157 см. Питался Кант только один раз в день и всегда в компании друзей. Это был обед, который всегда начинался в 13 часов, состоял из трех блюд, вина и десерта. Его пунктуальность вызвала к жизни немало анекдотов. Известно, что ровно в 10 часов вечера он ложился спать, ровно в 5 утра вставал, ровно в 19 часов выходил на прогулку. И в продолжение 30 лет этот распорядок не нарушался! Жители Кенигсберга проверяли по нему часы. Кант не был женат. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. В 1801 году Кант был вынужден уволиться из Университета из-за ухудшения здоровья. Однако, Университет до самой его смерти выплачивал ему жалование профессора.
Умер Кант 12 февраля 1804 года в возрасте почти 80 лет. В последний путь его провожала многотысячная процессия. Гроб с телом Канта несли 24 лучших студента Университета Кенигсберга, а за гробом шел весь офицерский корпус Кенигсбергского гарнизона и простые кенигсбержцы. Похоронная процессия прошла от дома Канта до Кафедрального собора, где еще в 1588 году у северной стены собора было организовано профессорское кладбище Альбертины. Здесь Кант и был похоронен в общем профессорском склепе. Только в 1880 году было решено идентифицировать и перезахоронить останки Канта. В ноябре 1880 года его останки были перезахоронены в отдельной могиле у северной стены Кафедрального собора.
В 1924 году вокруг могилы возвели портик с колоннадой, который чудом уцелел в августе 1944 года во время бомбёжки города английской авиацией .
Остров Кнайпхоф и Кенигсбергский Кафедральный собор
Об острове Кнайпхоф хочется рассказать отдельно. Строиться на Кнайпхофе было удовольствием из недешевых. Чтобы строиться, в болотистую почву надо было забивать многометровые дубовые сваи. Это не остановило богатый люд- банкиров, ремесленников, купцов. Кнайпхоф стал процветающим районом Кенигсберга
В 1333 году на острове Кнайпхоф было начато строительство Домского собора Богоматери и Святого Адальберта (Кафедрального собора)- главного католического храма Кенигсберга. По крайней мере, первое упоминание в летописях о соборе датировано именно 1333 годом. Если под фундамент обычного дома в грунт вбивали десятки дубовых свай. то под собор их забито несколько сотен.
Считается, что собор строили более 50 лет, но строительство продолжалось и в последующие годы.
Застройка территории острова была очень плотной. Дома стояли буквально впритык друг к другу. Улочки между домами были очень узкие — экипажи с трудом разъезжались, поэтому в 1864 году были снесены все выходившие на улицы крылечки домов. Это позволило в дальнейшем проложить трамвайные рельсы и пустить по острову трамвай.
Кнайпхоф продолжал интенсивно застраиваться. Здесь полюбили селиться богатые кенигсбержцы. Большая плотность населения Кнайпхофа требовала от бургомистра налаживать инфраструктуру острова. Здесь, по сравнению с другими территориями Кенигсберга, раньше развилась система водопровода и канализации, было проложено большое количество трамвайных маршрутов,
Кстати, Именно на острове располагалась кенигсбергская Ратуша. Ратуша тогда была вторым главным после Кафедрального собора сооружением средневекового Кнайпхофа. Ее возвели в 1374 году, а в 1697 году перестроили в барочном стиле: с пилястрами, колокольней, широким крыльцом, по обе стороны которого стояли два каменных медведя, державшие щит и герб Кнайпхофа. Медведи эти сохранились и сейчас приветствуют гостей в фойе собора. В 1724 году после объединения трех городов (Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа), ратушу заняла администрация Кёнигсберга.
К началу XX века остров был полностью застроен, места для новых домов уже практически не было. Увидеть, насколько плотной была застройка острова, да и Кенигсберга в целом, можно на довоенном аэрофотоснимке
Легенда о семи мостах Кенигсберга
Остров Кнайпхов окружают два рукава реки Преголи. С соседними территориями Кнайпхоф соединяли разводные мосты, защищенные воротами — башнями. Позже их украсили коваными арками. Всего с 1286 по 1542 год было построено 7 мостов, пять из которых вели в Кнайпхоф. Назовем их (в порядке очередности строительства):
1. Лавочный (1286 г.);
2. Зеленый (1322 г.);
3. Рабочий (1377 г.);
4. Кузнечный (1397 г.);
5. Деревянный (1404 г.);
6. Высокий (1506 г.);
7. Медовый (1542 г.).
В связи с этими мостами в Кенигсберге появилась игра — задача: требовалось, выйдя из определенного места, найти такой маршрут движения, который проходил бы через каждый из мостов только один раз и требовалось вернуться в начальную точку маршрута. Во всем мире эта задачка стала называться Теоремой Эйлера. Она многие годы занимала умы простых граждан и ученых мужей, пока эта задача не была решена математиком Леонардом Эйлером в 1736 году. Он доказал, что это невозможно, и по ходу доказательства изобрёл «эйлеровы циклы».
Вот архивные фотографии 7 мостов Кенигсберга:
Ну и нельзя не рассказать про восьмой кенигсбергский мост — императорский (кайзеровский). По ходившей в городе легенде, императору Пруссии Вильгельму II предложили решить известную задачу про семь мостов, которая, как мы знаем, не имеет решения. Император сказал, что решит эту задачу, построив восьмой мост между островом Ломзе и Форштадтом. Мост был построен в 1905 году за 540 тысяч марок и был назван императорским. Был разрушен во время налета английской авиации в августе 1944 года. После войны разобран. К 750-летнему юбилею города в 2005 году на этом месте был торжественно открыт Юбилейный мост.
Ночная перина (или ночная рубашка) Кенигсберга — его фортовый пояс
Кёнигсберг строился как город — крепость и был окружен кольцом оборонительных сооружений. В разное время было построено три линии обороны вокруг города:
Первоначально линия обороны вокруг средневекового города состояла из оборонительных валов и крепостных стен. Средневековое кольцо городских стен было сооружено в 1355-1370 годах. Каждый из трёх городов был окружён своей крепостной стеной.
Первый оборонительный комплекс вокруг всех трех городов был создан в 1626-1634 годах. Он назывался Литовский вал, состоящий из равелинов и девяти городских ворот. В 1657 году была сооружена Фридрихсбургская крепость на берегу Прегеля, защищающая вход в город со стороны моря. По ее подобию Петр I построил Кронштадскую крепость перед Северной столицей. Фридрихсбургская крепость была снесена в начале 20 века при строительстве железной дороги на Пиллау.
Второй оборонительный пояс создавался уже через двести лет, в 1843-1859 годах. Были построены земляная насыпь на севере для защиты города и многочисленные бастионы и башни. Первой из построенных бастионов была казарма Кронпринц, строительство которой началось в 1843 году. В черте города возвели башни Дона и Врангеля и астрономический бастион. Часть оборонительных сооружений позднее была снесена немцами, так как они мешали развитию гражданской инфраструктуры Кенигсберга. На месте снесённых Трагхаймских и Штайндаммских ворот была устроена площадь Ханза-Плац, (площаль Победы). Многие оборонительные укрепления сохранились до сих пор. Их стоит посмотреть!
Кенигсберг считался неприступной крепостью. Для защиты города форты строили за городской чертой, на расстоянии около 6 км от центра. Это обеспечивало защиту от артиллерийских нарезных орудий. Расстояние между фортами обеспечивало перекрестную поддержку огнём друг друга. Всего с 1872 по 1892 год было возведено 12 больших и 4 малых фортовых укрепления. В этих фортовых комплексах находилось в общей сложности 1242 помещения общей площадью 49585 квадратных метров: казематы, арсеналы, пороховые погреба, комнаты для офицеров, солдатские казармы, кухни, столовые, лазареты, складские и другие вспомогательные помещения. Форты защищали все основные подступы к городу, важные дороги и объекты инфраструктуры. Все форты и большинство бастионов, как правило, были окружены глубоководными рвами. Для маскировки укрепления засажены деревьями и кустарниками. С самолета выглядят как небольшая рощица. Размеры форта, как правило, 360*180 метров. Ширина окружающего рва составляла от 20 до 25 метров с глубиной от 3 до 5 метров.
Большинство фортовых крепостей имеют форму пятиугольника. Толстые стены по периметру крепости имеют бойницы.
Общая длина фортовой линии Кенигсберга составляла 45 километра. Форты прикрывали важные направления и располагались по периметру кольцевой дороги того времени на расстоянии 3-4 километра друг от друга. Каждый форт имел свой порядковый номер, а с 1894 года и собственное имя. Фортам присваивали имена видных полководцев и монархов. Строительство каждого объекта шло около 5 лет. К 1875 году строительство всех двенадцати фортов, в основном, было закончено. Между фортами, возводились укрытые позиции для артиллерийских батарей, ДОТы (долговременные огневые точки), казематы для снарядов, блиндажи для пехоты. Все внешние сооружения строили полузаглубленными или заглублёнными в землю. Считалось тогда, что форты обеспечивали безупречную защиту и спокойный сон жителей города. Поэтому фортовый оборонительный пояс еще называли «ночной периной Кенигсберга» А министр пропаганды Третьего Рейха доктор Геббельс назвал фортовый пояс «ночной рубашкой Кенигсберга» и дословно так заявил «Опоясывающая город цепь фортов — это ночная рубашка Кёнигсберга, Жители столицы Восточной Пруссии могут спать спокойно». Поэтому в разных источниках систему кенигсбергских фортов называют то «ночной периной Кенигсберга», то «ночной рубашкой Кенигсберга».
Однако, к окончанию строительства фортов они уже технически устарели. Специальной комиссией было решено усилить бетоном фортовые помещения. Эти работы начались в 1887 году и продолжались до конца 1891 года. Поверх кирпичных сводов фортов уложили слой песка толщиной в 1 метр, а выше него — бетонный слой толщиной 1-1,2 метра. Стены казематов усиливали до толщины 3 метров. Все последующие годы, вплоть до начала войны, форты, бастионы, башни постоянно технически совершенствовали в соответствии с меняющимися требованиями времени и по мере развития военной инженерии.
Еще до первой мировой войны Кенигсберг считался крепостью I класса.
В документах советского командования оборонительная система Кенигсберга коротко характеризовалась так:
«Крепость находится на обоих берегах р. Прегель и состоит из пояса фортов, расположенных вокруг города по окружности в 45 км, при радиусе 6-7 км, связанных особым кольцевым шоссе. В промежутках между фортами расположен ряд более мелких оборонительных сооружений.
По северному берегу р. Прегель расположены:
Форт I (Штейн), в 6 км восточнее города за южной оконечностью пруда Цаутер Мюлен-Тайх.
Форт II (Бронзарт), восточнее шоссе Кенигсберг — Нойхаузен между деревнями Нойдамм и Мандель.
Форт III (король Фридрих III), на холме Кведнау, в углу между железными дорогами на Кранц и Тильзит.
Форт IV (Гмейзенау), 3,75 км. западнее форта III.
Форт V (король Фридрих-Вильгельм II), у северной окраины дер. Шарлоттенбург.
Форт VI (королева Луиза), в 3,25 км юго-западнее форта V на вершине, в 300 м к западу от кольцевого шоссе.
Форт VII (Хольштайн), у западной окраины селения Гросс-Хольштайн,
На южном берегу р. Прегель находятся:
Форт VIII (король Фридрих), у юго-восточной окраины селения Кальген.
Форт IX (Дона), в 200 м к юго-востоку от селения Хох-Каршау.
Форт X (Канитц), в 1,5 км юго-западнее селения Шенфлисс.
Форт XI (Денхоф), в 0,5 км южнее селения Зелигенфельд.
Форт XII (Эйленбург), в 2,5 км северо-восточнее форта XI, за южным коленом пруда Мюлен-Тайх.
Между этими фортами расположены промежуточные форты меньших размеров, оборонительные казармы и артиллерийские казематированные погреба.
Центральная ограда — земляной вал, окружающий город высотой около 4 м и толщиной около 5 м, состоял из ряда бастионов и капониров. Рвы ограды — водяные, шириной около 30 м, глубиной около 8 м с различными гидротехническими сооружениями.
В городе имеются базы военно-воздушных сил.
Во все стороны от Кенигсберга расходятся железные и шоссейные дороги. К морю ведёт 62-километровое шоссе через плодородную долину Замланд к морской крепости Пиллау.
Пиллау — хорошо оборудованный порт. Имеются базы сухопутной и морской авиации. По долине Замланд 32-километровое шоссе ведёт к морскому курорту Кранц с хорошим пляжем. Из Кенигсберга на Эльбинг идёт автострада «Рейхсавтобан», шириной около 33 м и протяжением около 165 км.
По Куришской косе из Кранца на Мемель проходит хорошая шоссейная дорога. На этой косе созданы военные укрепления. Имеются тщательно замаскированные форты. Движение по шоссейной дороге Кранц- Мемель запрещено.
Расположенные вокруг Кенигсберга старые замки и дворцы используются в качестве замаскированных военных объектов и военных складов.
Расстояния: до Кранца 32 км, до Тильзита 119 км, до Ортельсбурга 146 км, до Берлина 583 км, до Данцига 163 км, до Варшавы 322 км.».
На приведенной ниже схеме оборонительных сооружений — фортовый пояс из 12 фортов
Развитие инфраструктуры Кенигсберга
Порты
Еще в средние века Кенигсберг активно развивался как город — порт. Еще с основания города в 1255 году порт располагался в месте слияния Cтарого и Нового рукавов Прегеля и назывался Собачий пролив.
У места разгрузки кораблей затем вырос целый складской район — Лаак. Портовые склады стояли вдоль берегов Преголи. Каждый склад имел свою уникальную отличительную «марку» с изображением животных, барельефы этих животных устанавливались над воротами складов.
В Кенигсберге два из входящих в его состав городов (Альтштадт и Кнайпхоф) имели свои порты — ластадию. В 1339 году город Кенигсберг вошел в торговый союз из более 80 Ганзейских городов. Этот год и считается годом официального международного признания существования порта Кенигсберг.
Порт имел деревянную набережную, несколько пар весов, подъемный кран, а также целый ряд многоэтажных складов и зернохранилищ. Позднее в районе Липового рынка была оборудована вторая Алътштадта для складирования товаров. Порт города Кнайпхоф находился на левом берегу Старой Преголи, по обеим сторонам Зеленого моста. Порт также имел деревянную набережную, был оборудован всем необходимым, а также имел зернохранилища и склады для хранения золы, дегтя, извести и строительного леса. Западная набережная Кнайпхофа была самым оживленным причалом острова и называлась Кай.
Лишь Лёбенихт не имел собственного порта.
Из Кёнигсбергского порта по Прегелю и Вислинскому заливу корабли шли примерно 40 километров до Пиллаусского пролива, который давал выход в Балтийское море. Чтобы обеспечивать все возрастающий объем торговых перевозок были нужны корабли, что дало скачок в развитии судостроения. В 1365 году кенигсбергским городам было дано право закладки судов. На берегах Прегеля появились первые верфи. В 1894 году перевозки грузов осуществляли 2173 корабля, из них более 50% — немецкие.
В начале 20 века в Кенигсберге началось строительство новых современных портовых сооружений, элеваторов и судостроительных заводов. В 1924 году в Кенигсберге уже было 7,8 километров причалов восьмиметровой глубины, грузы перерабатывались тридцатью кранами, имелось 100000 квадратных метров складских помещений. В плане было построить еще пять гаваней, но успели построить только три. В 1938 году через эти гавани прошло уже 4210 кораблей. Был построен глубоководный судоходный морской канал Пиллау-Кенигсберг. Впервые Прегель для судоходства углублялся еще в 1540 году. Затем до 4-х метров в 1681-1683 годах. В конце 19 века морской канал имел длину 34,5 километра, глубину до 6,5 метров, затем длину канала увеличили до 42 километров. В 1930 году ширина канала достигла 70 метров, а глубина — 8 метров.
Водопровод и канализация в Кенигсберге
Как известно, немцы народ очень разумный и хозяйственный. Королевский замок располагался на горе, одна сторона которой была отвесной, а другая — пологой. Чтобы создать естественную преграду, тевтонские рыцари решили затопить овраг, где протекал ручей Лёбе, и построили там плотину, а на плотине — мельницу (чтобы не терять напрасно энергию воды). Так образовался Замковый (Мельничный) пруд, ныне известный под именем Нижний. В 1270 году длинный Замковый пруд разделили — и образовался Верхний пруд (Обертайх) и Нижний пруд. Верхний пруд лежит на 22 метра выше уровня реки Прегель. Пруды использовались для создания запасов воды и разведения рыбы.
С ростом населения Кенигсберга, росла и проблема снабжения города питьевой водой. Горожане рыли себе колодцы. В «Положении о колодцах» 1400 года колодцы подразделялись на:
- колодцы: питавшиеся грунтовыми водами;
- Прегельские колодцы, расположенные неподалёку от реки и уровень которых колебался в зависимости от уровня воды в реке;
- трубные колодцы, питаемые из Замкового пруда при помощи труб, изготовленных из продолбленных брёвен.
Город Альтштадт располагал 16 колодцами общего пользования. К каждому колодцу прикреплялись определённые улицы и дома, жители которых заботились о содержании колодцев. Люди побогаче обзаводились индивидуальными колодцами. Использовалась также вода и из естественных водоемов. Однако, в засушливые годы, часть этих водоемов пересыхала. Было необходимо чем-то их подпитывать. Смекалистые горожане придумали прорыть питьевой канал, объединяющий несколько источников воды. Калининградцы до сих пор пользуются питьевым каналом, прорытым еще во времена крестоносцев! Имя этому каналу — Ландграбен (Сельская канава или Земельный, а сейчас — Питьевой). Впервые Ландграбен упоминается в 1348 году. В средние века по каналу вода из шести прудов через весь город поступала в Верхний пруд в Кёнигсберге. Оттуда она по четырем деревянным водопроводным трубам доставлялась потребителям, проживавшим в Альтшадте. Вскоре появилась вторая ветка канала (ныне река Голубая), которая также питает водой королевский пруд.
В гидротехническом смысле Ландграбен был каналом, соединяющим несколько озёр и прудов в единый каскад. То есть «лесенка» водоёмов, расположенных на разной высоте перетекала по цепочке естественным образом, без подкачки. К началу 19 века канал продолжал снабжать город водой. Вода из системы питьевых озер поступала на кенигсбергское предприятие водоканала для обработки и подачи в дома горожан по подземной трубе. В 1830 году в Кёнигсберге появился первый городской водопровод, и только в 1872-1874 годах было завершено строительство первой водопроводной сети города. В 1879 году построили первую водопроводную станцию Гардерсхоф. Затем для удовлетворения растущей потребности города в питьевой воде, в 1908-1910 годах было создано Виллгантенское водопроводное сооружение емкостью 1,6 млн. куб.м. В 1927-1928 годах сооружены еще две станции по забору воды из реки Преголя. В результате — водоснабжение Кенигсберга осуществлялось из системы, состоящей из связанных между собой 10 крупных и 7-8 мелких «питьевых» озер. Во время войны трудом военнопленных была построена и в 1943 году введена в эксплуатацию водопроводная станция «Зеевальде» (ныне «Восточная»), водопроводная станция на артезианских источниках в поселке Озерки (Гросс Линденау), с водоводом протяженностью 27км. Ввод в строй этой станции позволил увеличить подачу воды в город на 15 тыс. кубометров в сутки.
В современном Калининграде одна пятая потребляемой воды поступает на переработку в очистное предприятие из старинного канала Ландграбен. Безусловно, администрация города следит за состоянием канала, поддерживает его глубину и чистоту, укрепляет берега.
Как известно, без канализации — нет цивилизации! В средние века, когда о системе канализиции еще никто не знал, туалеты, как говорится, были везде — под каждым кустом. Туалет был только в королевском замке, и то…один! Нечистоты сбрасывались в естественные водоемы, что угрожало городу эпидемиями.
Система канализации в Кёнигсберге начала создаваться в 1880 году, когда строительный советник Витте разработал проект большой системы канализации. Был прорыт канализационный канал длиной 30 километров, из них — в городской черте (9 километров) был закрытого типа. В 1888 году сооружена первая канализационно — насосная станция. Только после Первой мировой войны в Кенигсберге появились первые общественные уборные. А в 20-е годы их сооружение входило в программу благоустройства (при застройке новых районов обязательно предусматривалось создание парковой зоны и бесплатных муниципальных уборных. Каждая городская площадь в обязательном порядке должна была обеспечиваться туалетом. Они были двух типов: надземные и подземные. Надземные туалеты должны были соответствовать архитектурному ландшафту города. Лишь в 1920-1930 годы начала строиться продуманная единая система водоснабжения и канализации города, которая безупречно обеспечивала потребности города вплоть до 1945 года. Этой системой современный Калининград частично пользуется и сейчас.
Транспортное сообщение Кенигсберга
Железнодорожное сообщение
В середине 19 века в Кенигсберге было открыто железнодорожное сообщение. Первая железнодорожная линия, соединившая Берлин с Кёнигсбергом протяженностью 600 километров, была открыта 2 августа 1853 года. Через 7 лет начала действовать восточная магистраль Кёнигсберг — Эйдткунен. В связи с бурным развитием внешнеторгового оборота нагрузка на железные дороги росла из года в год.
В 1895 году по железным дорогам в Кенигсберг доставлено 735 тысяч тонн товаров, а вывезено 364тысячи тонн. В 1923 году оборот вырос в два раза и составил: ввоз — 650 тысяч тонн, вывоз — 1 млн. 400 тысяч тонн, Для обслуживания портов в 1865 году была открыта ветка Кенигсберг- Пиллау. К 1939 году протяженность железнодорожных сообщений на севере Восточной Пруссии составила 1823 километра, в том числе двухколейных — 578 км., одноколейных — 803 км., узкоколейных — 442 км. На тот момент действовали 184 железнодорожных вокзала и 240 остановочных пунктов. Наиболее крупными железнодорожными узлами, кроме Кёнигсберга, Инстербурга и Тильзита, являлись Гумбиннен (Гусев), Гердауэн (Железнодорожный), Фридланд (Правдинск), Тапиау (Гвардейск), Цинтен (Корнево), Шталлупёнен (Нестеров), Даркемен (Озерск) и Толльмингкемен (Чистые Пруды).
Особое место в развитии железнодорожного сообщения Восточной Пруссии было отведено созданию в начале XX века сети малых узкоколейных линий (ширина колеи 750 мм), которые как бы заполнили промежутки между путями стандартной ширины. Они связали Кёнигсберг и районные центры с сельскими населенными пунктами. Узкоколейки имели остановки почти у каждой деревни, на перекрестках сельских дорог, на главных просеках лесничеств. Минимальные расстояния между станциями составляли 1 км. Первая узкоколейная дорога, соединившая Кёнигсберг с Куршским заливом (Шааксвитте-Каширское), была построена в 1899-1900 г.г.
Городской транспорт
Центр Кенигсберга и его окраины интенсивно застраивался, открывались заводы, мастерские, кафе, магазины и общественные здания. С развитием города выросла и численность населения Кёнигсберга до (почти) 350 000 человек. В то время жители в основном передвигались по улицам пешком или на каретах и телегах, запряжёнными лошадьми. Время шло, расстояния между городскими районами увеличивались, и перед властями остро встал вопрос создания общественного транспорта. Было создано Первое транспортное предприятие: «Кёнигсбергское общество конных железных дорог»
В 26 мая 1881 года в Кёнигсберге был открыт первый маршрут конки (конно-железной городской дороги)- предшественницы электрического трамвая. Конка представляла собой: стальной вагон двух типов (зимний – закрытый, летний – открытый) с двухосным типом шасси. По рельсовым путям конку тянула пара лошадей под управлением кучера. Первый маршрут был от королевского замка до кирхи королевы Луизы. До конца 1881 года было проложено еще три городских маршрута от центра города с интервалом движения десять минут.
Несмотря на такой интервал движения, вагоны всегда были переполнены. Общая протяженность маршрутов составляла тогда семь километров. Пассажиров обслуживали 37 вагонов, 132 лошади и 125 человек обслуги. Вскоре появилось свое депо.
В 1890 году в районе Мельничного пруда (Mühlen–Teich), на месте бывшей водяной мельницы, строится первая городская электростанция. Конки перевели на электрическую тягу. Было создано транспортное предприятие «Городской электрический трамвай». Для электрического трамвая потребовалось проложить новые рельсовые пути метровой ширины (ширина колеи в Кенигсберге-Калининграде отличается от ширины колеи в остальной части России). Трамвайные пути начали укладывать в 1885 году. Датой создания кенигсбергского трамвая считается 31 мая 1895 года. Кенигсберг стал первым городом в Германии, где трамвай был городской собственностью. Сначала на линию выходили всего 8 вагонов трамваев, затем их число увеличилось до 33. Каждый маршрут имел свой персональный цвет огней, для лучшего распознавания пассажирами. Использовались 5 основных цветов: зеленый, белый, голубой, красный, желтый и их комбинации. К 1900 году в городе работало только 5 маршрутов, а в начале XX века уже только через Кнайпхоф проходило 20 трамвайных маршрутов.
Аэропорт Девау
В 1919 году в Кёнигсберге был открыт аэропорт Девау — первый аэропорт Германии и один из первых аэропортов Европы и мира. В 1921 в Девау открылась первая в мире стационарная метеослужба. А в 1922 году было организовано первое воздушное сообщение Кёнигсберг — Рига — Москва. 8 ноября 1922 год в Девау торжественно открыли первый в Европе аэровокзал. Кенигсбергский аэропорт Девау считался одним из лучших аэропортов своего времени. Здесь имелись просторные отапливаемые ангары для самолетов, централизованная заправка топливом, подземные эмалированные емкости — хранилища, широкое летное поле с великолепной дренажной системой. Уже в 1922 году самолеты Девау налетали 479404 км и перевезли 819 пассажиров. В 1927 году было уже 4109 пассажиров, а общее число налетанных километров — 1097507.
В 1931 году с аэропорта Девау ежедневно, утром и вечером, отправлялись самолеты в Берлин (583 км), Данциг (148 км), Тильзит (110), а также в Хельсинки, Ковно (Каунас), Ригу, Ревель (Таллин) и Москву. В 1931 году в Девау перевезли 4394 пассажира и налетали 1233540. В 1934-м — 27962 пассажира и 2255212 налетанных километров.
В конце 1936 года на аэродром Девау прилетел АНТ-25 под управлением В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова.
Исторические районы Кенигсберга
Довоенный Кенигсберг
В Кенигсберге даже после объединения в единый город трех городов как такового официального административного деления по районам не было.
В 18 веке город территориально делился на следующие районы: Ломзе, Закхайм, Лицент, Хаберберг, Штайндамм, Россгартен,Трагхаймер, .
В Кенигсберге в конце 19 веке активно стали развиваться новые жилые районы. К началу 20 века город делился уже на следующие районы:
- Амалиенау,
- Марауненхоф,
- Хуфен,
- Девау,
- Кальтхоф (район улиц Гагарина ,Чувашской, Краснодонской, Куйбышева),
- Коссе Куммерау (район ул. Александра Невского),
- Лавскен (пос. Воздушный),
- Метгетен (пос. А.Космодемьянского),
- Мюленхоф,
- Палве,
- Понарт,
- Ратсхоф — западнее Хуфена (район вагонзавода от реки Прегель-район улиц Вагоностроительной, Лесопарковой, пр. Мира, ул. Воздушной),
- Розенау (в районе улиц Аллея смелых, Зои Космодемьянской, Яблочной, Козенкова, Дзержинского) ,
- Ротенштейн,
- Фридрихсвальде,
- Шпандинен,
- Шпейхерсдорф,
- Юдиттен.
Предлагаю кратко познакомиться с некоторыми районами Кенигсберга.
Хуфен
Хуфен сначала был сельским пригородом на западе Кенигсберга и находился под юрисдикцией Альтштадта. В письменных хрониках Хуфен упоминается с 1286 года. С развитием города, увеличением его границ, пригородный Хуфен стал интенсивно застраиваться.
В XIX веке сильно разросшийся Хуфен был разделен на три части:
Vorderhufen — Ближний Хуфен — от восточной границы округа до Беекштрассе (улицаАлябьева);
Mittelhufen — Средний Хуфен (от Беекштрассе до Шретерштрассе — ул. Красной);
Hihterhufen — Дальний Хуфен, позже назван Амалиенау (район нынешних улиц Кутузова, Энгельса, Лесопарковой, проспекта Победы).
В частности, на территории Хуфена находился Кенигсбергский зоосад, парк Луизенваль.
Луизенваль
Из района Средний Хуфен особо следует особо выделить район Луизенваль. История района Луизенваль такова: В 1786 году обербургомистр Кенигсберга Теодор Готтлиб фон Гиппель купил имение у прежнего владельца. Имение располагалось в красивом парке, вблизи Хуффенского канала (Парковый ручей). К своему дому обербургомистр вымостил дорогу из бревен, которая позднее главной магистралью Хуфена — Хуфеналлее (проспект Мира). В доме Гиппеля нередко был гостем Иммануил Кант.
После смерти Гиппеля в 1796 году имение перешло в собственность Бизольта. Он и переименовал его в Луизенваль в честь своей супруги Луизы. Получается, что к имени великой прусской королевы Луизенваль не имеет никакого отношения. Летом 1806, 1808 и 1809 годов в имении Бизольта проживала королева Луиза вместе со своим сыном- будущим королем Вильгельмом I. Королеве понравилось гулять по парку, по откосным берегам ручья. Она полюбила это место. Видимо это и стало причиной быстрого развития района Хутер.
В 1861 году в Кенигсберге по случаю своей коронации Вильгельм I посетил Луизенваль. А через одиннадцать лет он купил это имение, которое очень нравилось его матери, и оно стало летней королевской резиденцией. 2 сентября 1874 года в центральном месте парка король открыл памятник, посвященный своей матери — королеве Луизе. Это был мраморный бюст Луизы работы скульптора Рауха. Бюст украшал полуротонду, а в центре полуротонды была высажена липа в память о Тильзитском мире.
Сейчас часть района Луизенвале — это Центральный городской парк Калининграда. Посетив его, Вы сможете увидеть старинную полуротонду, но уже без бюста королевы. В центре полуротонды растет все та же, но уже постаревшая липа…
В 1901 году в западной части Луизенваля по проекту Фридриха Хайтманна (отца — основателя Амалиенау) была открыта кирха в память о королеве. Кирха названа ее именем и построена на пожертвования почитающих ее жителей Кенигсберга.
В 1914 году Вильгельм II подарил свою императорскую резиденцию Луизенваль городу. Когда Луизенваль стал доступен для всех желающих, жители Кёнигсберга очень полюбили здесь гулять. Парк всегда был полон народа.
Уж коли мы знакомимся с достопримечательностями Луизенваля, нельзя не рассказать об охотничьем домике императора Вильгельма II, находящемся в глубине Центрального парка на берегу Паркового ручья. Его еще называют Деревянный дворец. Он появился на этом месте после второй мировой войны. Домик, вернее часть великолепного деревянного замка, перевезли из бывшей королевской пущи Роминтер Хайде, что недалеко от Виштынецкого озера. Именно там дом был возведен из скандинавского леса в стиле норвежского блокхауза.
По району Кенигсбергского Среднего Хутена сегодня можно прогуляться примерно в районе современных улиц Шиллера, проспект Мира, Красная, Чернышевского, Офицерская, Щорса, Комсомольская, Леонова, Пацаева, Чайковского. Здесь сохранилось много красивых домов, в основном, трехэтажных.
Амалиенау
Район Амалиенау расположен на западной окраине Кенигсберга, непосредственно за районом Хуфер. Он получил название «Колония Амалиенау»
Район строился по проекту развития районов Кенигсберга «Город — сад». Этот зеленый район был революционно спроектирован со множеством аллей, круговых площадей, извилистых улочек, покрытых булыжником. До этого времени по прусским законам градостроительства разрешалось строительство только прямых улиц. Специально для этого проекта закон изменили. В Амалиенау ни одна из улиц не пересекается под прямым углом. Проектировали архитектурный облик этого района архитекторы Ганс Хопп и Фридрих Хайтманн.
Ко всем домам Амалиенау предъявлялись строгие требования единообразия. Но, несмотря на общие требования, все виллы должны были иметь свои эксклюзивные детали: башни, крыши с необычными скатами, флюгера, многоугольные и круглые окна, лепнину, отсутствие острых углов, а также неповторимые украшения фасадов. Этот архитектурный стиль назывался югендстиль.Даже озеленение каждой из придомовых территорий проектировалось индивидуально. До наших дней в этом районе сохранилось много редких деревьев и кустарников. Для соблюдения этих требований, все здания Амалиенау строились через единую подрядную организацию Фридриха Хайтманна.
В Амалиенау возводились красивые виллы только двухэтажной (без учета мансарды) застройки. Уже к началу XX века виллы Амалиенау имели все удобства: электричество, вода, газ, канализацию. По Лавскер Аллее (сейчас проспект Победы) проходил трамвайный маршрут до центра города.
Почти все виллы имели свои названия — имена их владельцев:
- Вилла Лео (1902, сегодня — проспект Победы, 26)
- Вилла Шмидт (1903, проспект Победы, 24)
- Вилла Руф (1905—1910, улица Кутузова, 8)
- Вилла Маковски (1905, улица Кутузова, 7)
- Вилла Штински (1906, улица Бородинская, 13)
- Вилла Кроне (1906, Каштановая Аллея, 26-28)
- Вилла Розенталь (улица Огарева, 38)
- Вилла Монторель (улица Огарева, 23)
- Вилла Иоахим (улица Огарева)
- Вилла Арон (1914)
- Вилла Бростовски (улица Кутузова, 28)
В красоте вилл Амалиенау Вы можете убедиться сами.
Все требования по единообразию построек в Амалиенау соблюдались до первой мировой войны, но она внесла свои коррективы в застройку города. Дома стали строиться без прежней пышности. Кризис 1929 года ударил по благосостоянию горожан и поэтому, начиная с 1930 года, в районе допускалось строительство трехэтажных зданий сравнительно простой архитектуры, чем было нарушено основное требование застройки Амалиенау домами не выше двух этажей.
Район Амалиенау почти полностью сохранился и сейчас пользуется большой популярностью у туристов. Правда, некоторые дома требуют внимания к себе.
Марауненхоф
В 1906 году старые вальные укрепления Кенигсберга утратили военное значение и были проданы военным ведомством городу, после чего были частично снесены. На месте бывших вальных укреплений на окраинах Кенигсберга начали появляться новые городские районы. Один из них — Марауненхоф, застройка которого началась примерно в 1910 году. Своё название район получил от бывшего поместья, у Верхнего пруда, где и расположился Марауненхоф. Район стал застраиваться частными виллами на тех же принципах, что и в Амалиенау, только несколько скромнее. Виллы строились либо в Югендстиле, либо в стиле сельского дома. По его главной улице Герцог-Альбрехт-Аллее (ул. Тельмана) проходил трамвайный маршрут до центра Кёнигсберга.
Вы можете побродить по этим местам. Район располагается в районе нынешних улиц Тельмана, Тургенева, Гоголя, Чехова, Верхнеозерной, Лермонтова, Толстого.
Кальтхоф
Хочу остановиться на описании этого ничем в архитектурном плане не примечательного района Кенигсберга, и вот почему. Это был кенигсбергский пригород, где жили, в основном, рабочие люди, да еще было много военных частей, в частности Замландский 1-й саперный батальон. Расположен район вблизи аэродрома Девау в районе современных улиц Гагарина (Лабиауштрассе), Малоярославской (Радзивиллштрассе), Куйбышева, Чувашской, Краснодонской. Во дворе одного из домов на Радзивиллштрассе (Малоярославской) расположен уникальный памятник — пирамида 1923 года постройки. На лицевой части монумента установлен рельеф «Умирающий боец» работы Пауля Борхерта и мемориальная плита с надписью на немецком языке «Unseren gefallenen Kameraden 1914 — 1918» («Нашим погибшим товарищам 1914 — 1918»). Пирамиду берегли, как святыню, так как в городе ходили слухи о магических свойствах этой пирамиды. Даже Адольф Гитлер, веря в чудодейственную силу пирамиды, перед принятием важных в своей жизни решений, по крайней мере дважды, специально прилетал в Кенигсберг прикоснуться к святыне и о чем-то разговаривал с ней.
«Хрустальная ночь» в Кенигсберге («Reichskristallnacht»)
Отдельно следует сказать о трагическом периоде в жизни Кенигсберга во времена третьего рейха. После прихода нацистов к власти, во время «Reichskristallnacht» («Хрустальная ночь») в Кёнигсберге 9 ноября 1938 года были сожжены все синагоги города, была также сожжена Новая синагога — шедевр мировой архитектуры, был разгромлен еврейский сиротский приют, а на другой день — дом престарелых. Одновременно начался грабёж еврейской собственности путём так называемых еврейских податей, принудительного отчуждения производственных предприятий и земельных владений, обязательной сдачи предметов из золота, серебра, платины, драгоценных камней и жемчуга. Началось принудительное депонирование ценных бумаг. Новая Синагога, построенная в 1896 году, была крупнейшей в городе и располагалась на острове Ломзе (сейчас остров Октябрьский) на улице Lindenstraße 12-15 (ул. Октябрьская). Ее купол находился на высоте 46 метров. Она строилась по проекту берлинского архитектурного бюро «Кремер и Вольффенштайн»
После пожара здание синагоги было решено снести и 26 апреля 1939 г. гитлеровцы дали объявление о разборе здания и выставили на продажу «1 000 000 безупречных кирпичей». Но разобрать такое здание на кирпичи не получилось и его взорвали. Уцелело только находящееся рядом здание приюта для еврейских детей. На месте разрушенной синагоги гестаповцы возвели деревянные бараки для еврейского гетто. Перед приходом советских войск узников гетто расстреляли. В память о бесчисленных жертвах среди еврейского населения, в 2011 году Еврейская община Калининграда решила заново строить синагогу в прежних формах на том же историческом месте по старым чертежам. Синагога была отстроена в период 2011 — 2020 годы. Сейчас восстановленная Новая синагога максимально приближена к историческому облику той, что была уничтожена — воссоздан фасад, купол и основные помещения синагоги.
Трагические для Кенигсберга дни 26- 30 августа 1944 года
В этот день 174 бомбардировщика 5-й Группы ВВС Великобритании атаковали город, преимущественно его восточную часть. Самолеты для этого проделали путь в полторы тысячи километров. Только четыре английских самолета были сбиты. Через три дня, в ночь на 30 августа 1944 года прилетели уже 189 «Ланкастеров». На этот раз их целью был центр города. Было сброшено 480 тонн бомб, в том числе фосфорные бомбы весом до 25 кг. Сбрасывались также канистры с напалмом, разрывные зажигательные бомбы, которые выжигали всё, что могло гореть.
Жители, если успевали покинуть дома до налета, спасались в многочисленных бомбоубежищах и парках. Погибло около пяти тысяч жителей, около 200 тысяч остались без крова. Очевидцы вспоминали, что после попадания английских снарядов, дома воспламенялись мгновенно и у людей, даже находящихся в подвалах или на улице рядом со зданием, не было шансов выжить. Около трех суток после налета в город нельзя было войти- земля и камень оставались раскаленными и остывали медленно. Была разрушена почти половина всех жилых домов Кёнигсберга, много производственных объектов. Исторический центр города и остров Кнайпхоф были полностью уничтожены. Были безвозвратно уничтожены почти все исторические здания — неповторимые шедевры архитектуры 19-20 веков. От Кафедрального собора остались только разрушенные обожженные напалмом стены, был сильно поврежден королевский замок.Также были разрушены и сожжены многие гражданские объекты инфраструктуры города, почти все кирхи. Район Хуфена, Амалиенау и рабочие окраины пострадали незначительно.
Многие кенигсбержцы тогда покинули Кенигсберг и отбыли в Германию.
Бомбардировкам подвергся, в основном, исторический центр города.
Погибло множество мирных жителей, старый город Альтштадт полностью был разрушен.
На острове Кнайпхоф не было ни одного уцелевшего здания!
В послевоенные годы в течение почти 25 лет Калининград освобождался от последствий этого разрушительного налета. Улицы очищались от остовов зданий, а на их месте строились новые безликие дома.
Сейчас на острове Кнайпхоф (Канта) одиноко стоит воссозданное здание Кафедрального собора.
Штурм Кенигсберга
Осада Кенигсберга советскими войсками началась еще в декабре 1944 года. До штурма город и гарнизон Кенигсберга под командованием комменданта города — генерала Отто Ляша находился в окружении. В Кенигсберге было много подземных заводов, арсеналов, складов, укреплений. Его гарнизон имел достаточные запасы всего необходимого для ведения боевых действий в условиях длительной осады. Кенигсберг имел три линии обороны:
Первая — в 6-8 километрах от центра города состояла из траншей, противотанкового рва, проволочных заграждений и минных полей. На этом кольце располагалось 15 фортов с гарнизонами в 150-200 человек, обслуживающих 12-15 орудий.
Второе кольцо обороны проходило по окраинам города и состояло из каменных зданий, баррикад, огневых точек на перекрестках и минных заграждений.
Третье кольцо — в центре города, состояло из 9 бастионов, башен и равелинов.
Для окружения и уничтожения немецкой группировки советские войска должны были нанести по Кёнигсбергу удары одновременно с севера и с юга.
Штурм города- крепости начался 6 апреля 1945 года. Для штурма укреплений были созданы 26 штурмовых отрядов и 104 штурмовые группы из состава стрелковых частей. А также подразделения инженерных войск и химические войска.
Форты, башни, бастионы создавали преграду и на пути советской армии, штурмовавшей город — крепость. Специально для штурма фортов под Кёнигсберг были направлены восемь отдельных дивизионов артиллерии особо большой мощности с орудиями калибром 203, 280 и 305 мм. Для их доставки на боевые позиции была специально построена узкоколейка. Но толстые стены крепостей даже под таким напором не сразу поддавались. Например, форт № 10 получил 172 попадания 305-миллиметровыми снарядами, но только два из них пробили толстые стены.
Штурм Кёнигсберга начался мощной артподготовкой, затем, в полдень, под артприкрытием в наступление пошли пехота, танки и самоходки.
Хваленая немецкая система обороны, форты и оборонительные укрепления не помогли гитлеровской армии удержать Кенигсберг. Уже шестого апреля все форты были блокированы, и после одного — двух дней упорного сопротивления повержены. В ходе боевых действий были значительно разрушены форты 4, 5, 8 и 9, (см. схему фортов выше), остальные не имели серьезных повреждений.
Особо тяжелые бои шли за неприступный Форт № 5 — «Король Фридрих Вильгельм III». Этот форт прикрывал дорогу на Пиллау (Балтийск). За взятие форта № 5 пятнадцать советских солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена увековечены на камне рядом с фортом.
9 апреля 1945 года немецкий гарнизон капитулировал по приказу генерала Ляша, подписавшего акт о капитуляции. 10 апреля последние очаги сопротивления немцев в Кёнигсберге были, в основном, ликвидированы.
10 апреля над башней Дер Дона (современный музей янтаря) был поднят флаг, обозначающий, что город — крепость Кенигсберг пала и перешла под контроль советских войск.
Всего, в ходе штурма советскими войсками крепости Кенигсберг, 235 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Все участники боев были награждены медалью «За взятие Кенигсберга».
Начало мирной жизни
По официальным немецким данным, в 1944 году все население Восточной Пруссии составляло 2,5 миллиона человек. По мере приближения линии фронта к Кенигсбергу, большая часть гражданских немцев была эвакуирована в Германию, часть самостоятельно выехала до подхода советских войск.
По решению Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав от 1 августа 1945 года, в соответствии с главой V Протокола конференции, Советскому Союзу были переданы город Кенигсберг и прилегающие к нему районы — часть территории немецкой провинции Восточная Пруссия (ее северная часть).
Для управления Кенигсбергом с 7 апреля 1945 года были созданы военные комендатуры: одна городская и восемь районных. Подчинялись они командующему 11-й армией генерал-полковнику Галицкому. Военные интенданты брали на учёт всё уцелевшее имущество. Летом 1945 года был определен перечень обязанностей комендатур: уборка урожая; размещение немецкого населения, обеспечение его продуктами питания по установленным нормам и организация медицинского обслуживания, а также контроль за соблюдением дисциплины среди военнослужащих.
Комендатуры вели учет гражданского населения на занятой территории. Для этого было проведено несколько регистраций населения в районах, вошедших затем в Калининградскую область. По результатам переписи в советской части Восточной Пруссии проживали свыше 139 тысяч немцев, в том числе в Кёнигсберге — всего 68 тысяч человек. Из них одна треть мужчины, две трети — женщины.
Сразу после завершения боевых действий военные комендатуры городов и районов приступили к организации мирной жизни немецкого населения, к выполнению неотложных работ по очистке местности от боеприпасов, расчистке завалов, восстановлению ряда промышленных объектов и налаживанию на них промышленных производств, а также организации сельскохозяйственного производства.
Кенигсберг стоял в руинах. Комендатурам из Москвы спускался план по заготовке кирпичей, который в то время был остро необходим стране для восстановления разрушенных советских городов. Был организован разбор на кирпичи разрушенных зданий и вывоз его в глубинку страны. Разбирались даже здания, которые вполне могли быть восстановлены, но тогда на это у страны не было ни сил, ни средств. Некоторые здания в городе восстановливались немецкими военннопленными- строителями. Осуществлялся демонтаж и вывоз оборудования некоторых заводов. Налаживалась мирная жизнь немецкого населения. Сразу после войны в городе начала выходить газета «Новое время» на немецком языке, по 3 часа в день вещало радио на немецком языке, были открыты школы, где преподавание велось на немецком языке. До прибытия в Кенигсбергскую область переселенцев из других местностей Советского Союза, к работам привлекалось немецкое население. С 21 августа 1945 года в соответствии с директивой №01605 труд немцев стал оплачиваться, преимущественно продуктами питания. В июле 1945 года по отчетам военной комендатуры Кѐнигсберга питанием обеспечивалось свыше 65 тыс. человек. Питание немцев, даже занятых на работах, было очень скудным. Работающим полагалось 400 гр. хлеба в сутки. Неработающим, инвалидам и детям выделялось только по 200 гр. хлеба в сутки и то — нерегулярно! В отдельные периоды применялась и так называемая сокращенная норма питания — 135 гр. хлеба в сутки. Но это все равно больше, чем дневной паёк неработающего жителя блокадного Ленинграда, который составлял 125 граммов. Чтобы не умереть с голода, немцы распродавали свое наиболее ценное имущество – ювелирные изделия, ковры, часы, посуду. Но не все русские переселенцы были в состоянии покупать эти вещи, поэтому в 1945 — 1946 г.г. была высокая смертность немецкого населения от голода и инфекционных заболеваний. В то время немецкое население обслуживали 4 городские больницы на 1450 коек, из них 600 инфекционных. В них работало 48 немецких врачей.
Работа военных комендатур по организации мирной жизни продолжалась до весны 1946 года. 7 апреля 1946 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР» и военные комендатуры реорганизовались в органы временного гражданского управления, а затем — в управления по гражданским делам. Со второй половины 1946 года управление окончательно перешло к гражданским властям. В августе 1946 года в Калининград стали прибывать в организованном порядке первые переселенцы из России и Белоруссии.
Депортация из Кенигсберга немецкого населения
В главе XII Протокола Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав от 1 августа 1945 года было принято решение о перемещении в Германию немецкого населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Депортация немцев из передаваемой СССР части Восточной Пруссии протоколом не предусматривалась. Тем не менее, 11 октября 1947 года Советом министров СССР было принято секретное постановление № 3547-1169с «О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в советскую зону оккупации Германии». В первую очередь переселению подлежали немцы, проживающие в городе Пиллау (Балтийск) и в прибрежных районах Балтийского моря. А также: нетрудоспособные семьи немцев, не занятые общественно — полезным трудом, немецкие дети, находящиеся в детских домах, и престарелые немцы, содержащиеся в домах инвалидов. Переселяемым немцам разрешалось взять с собой личное имущество до 300 кг на семью и сухой паек на 15 дней. Оставшееся на месте имущество переселяемых немцев, должно было быть учтено и принято представителями Калининградского Облисполкома.
4 июля 1946 года город Кенигсберг был переименован в Калининград — в честь «всесоюзного старосты» М.И. Калинина, а Кенигсбергская область — в Калининградскую область.
В 1947 — 1948 годах из Калининграда и окрестностей сорока восьмью эшелонами было вывезено 102 125 человек, из них: мужчин — 17 521, женщин — 50 982 и детей — 33 622. В том числе из города Калининграда и районов области переселено 96 747 человек; из детских приемников и детских домов — 4536 человек; престарелых немцев, содержавшихся в домах инвалидов — 797 человек, из больниц — 45 человек. Высококвалифицированным специалистам выезд задержали. 30 ноября 1948 года операция по депортации официально завершилась. Вместо немцев в область были переселены советские граждане.
Так закончился немецкий период истории Кенигсберга.
Все фотографии взяты из общедоступных источников сети.
Yoast SEO
Показать/скрыть панель: Yoast SEO
Предпросмотр Google
Предпросмотр как:Мобильный результатРезультат на ПКПредпросмотр URL:39zelenogradsk.ru › kaliningrad › nemnogo-istorii › nemnogo-istoriiПредварительный просмотр SEO названия: :История КенигсбергаПросмотр мета-описания:
Мар 25, 2022 - Об истории образования и развития Кенигсберга, о районах и фортах Кенигсберга; о жизни сразу после войны и как Кенигсберг стал Калининградом.SEO-заголовокВставить переменнуюИстория КенигсбергаЯрлыкМета-описаниеВставить переменнуюОб истории образования и развития Кенигсберга, о районах и фортах Кенигсберга; о жизни сразу после войны и как Кенигсберг стал Калининградом.
Дополнительно
Head and Footer
Показать/скрыть панель: Head and Footer Disable top injection
Disable bottom injection
Rate my Post Ratings
Показать/скрыть панель: Rate my Post RatingsКоличество оценок
Средняя оценкаОбновить рейтинг Сбросить рейтинг
Средний рейтинг округляется до ближайшего среднего рейтинга по математическим правилам!
Обратная связь
Отзывов пока нет!
- Запись
- Блок
Абзац
Начните с создания повествовательного блока.
Цвет
Настройки текста
Буквица
Сделать начальную букву большой.
Типографика
Размер шрифтаРазмерПо умолчаниюabout:blank13203642
Дополнительно
Перейти к выбранному блокуОткрыть панель публикации
- Запись
- Абзац